Как учить боевой технике?
Дмитрий Медведев
Источник в интернет: http://cclib.nsu.ru/projects/satbi/
Материал
прислан: / 10.05.00
Дмитрий МЕДВЕДЕВ
В последнее время споры вокруг боевых искусств
приобретают все более конкретный характер. Постепенно рассеивается мистичес- кий
ужас перед восточными, тайными, истинно русскими и другими необыкновенными
стилями. Хотя иногда по-прежнему тяжеловато ра- зобраться в нагромождении
разноплановой и разнородной информации, отделить зерна от плевел. Рано или
поздно перед любым серьезно занимающимся человеком встает вопрос: что истинно, а
что ложно? Что ведет к реальному прогрессу в боевом искусстве, а что лишь
фальсификация и средство обогащения? Без вдумчивого перебора и скрупулезного
анализа фак- тов здесь не обойтись. Хочу поделиться некоторыми проблемами, ко-
торые встали передо мной в процессе работы над техникой хапкидо, а шире над
боевым искусством. Вообще сразу надо оговориться: я принадлежу к той категории
людей, которые не делят рукопашный бой на западный и восточный (хотя
определенные различия, естественно, существуют), на древний (а потому истинный)
и новый (поэтому не заслуживающий внимания) а разделяют, пожалуй, только на
дилетант- ский и профессиональный. Под профессионализмом здесь надо пони- мать
элементарную добросовестность и любовь к своему делу. Что нужно для того, чтобы
эффективно действовать в схватке? Какая-то определенная техника и умение
адаптировать ее к условиям ситуации, что, в основном, зависит от ловкости,
подвижности, ре- акции, т.е. от культуры движений бойца. Этого второго
слагаемого, о котором часто забывают, мы сейчас и коснемся. Первое, с чем я
столкнулся в спортзале, начав вести трени- ровки, -- это простая физическая
неподготовленность большинства занимающихся. Речь идет не об объеме мышц, а об
умении двигаться, о раскрепощенности и пластике тела. Самая тяжелая ситуация у
мо- лодых ребят, попадающих в секции каратэ и ушу. Смотришь на их не- уклюжие
попытки следовать восточным динамикам сердце кровью обли- вается. Неестественные
ли эти движения для западного человека в принципе или они не стали естественными
из-за плохого обучения ( либо его кратковременности) в тему данной статьи не
входит. О том, насколько тяжело учить зажатого и закрепощенного человека новой
технике, я уж не говорю. А между тем, в реальной схватке, где не обусловлены ни
мес- то, ни стиль, ни ритм ведения боя, именно умение находить выход из
нестандартной двигательной ситуации может иметь решающее зна- чение, во всяком
случае, не меньшее, чем хорошо отработанная тех- ника ударов и бросков. Где у
нас сейчас преподают пластику, гиб- кость, акробатику, умение двигаться в самом
широком смысле этого слова? Чаще всего занятия в группах ограничиваются
задалбливанием связок и комбинаций на все случаи жизни, длинными тао и ката, а в
самом простом варианте, обыкновенной накачкой мышц (не важно ка- кого качества
мясо, лишь бы его больше было). Выгодно отличаются от общего уровня борцы
(акробатика), боксеры (пластика и ритм), люди, сменившие несколько стилей
(различные двигательные динами- ки). Как решить эту проблему? Введите на
тренировках уже упоми- навшиеся выше акробатику, пластику, подвижные игры (как в
парах, так и массовые), различные прыжки, и через несколько месяцев за- жатого и
закрепощенного новичка будет не узнать. На более профессиональном уровне хочется
напомнить, что бое- вое искусство это лишь небольшая часть искусства движения
вообще. Посмотрите непредвзятым взглядом на любой спортзал. В основном
инструкторы выделяются среди учеников только накатанностью прие- мов. Но
плоскость мастерства находится на другом уровне. Мастер характеризуется не тем,
насколько хорошо он делает свою технику, а тем, как делает движения вообще, в
том числе чужие, незнакомые для него. Вот здесь требуется действительно ловкость
и раскован- ность тела. К сожалению, большинство людей застревает на одной и той
же двигательной базе на всю жизнь. Впрочем, каждому свое. С умением
адаптироваться к непредвиденным ситуациям мы нем- ного разобрались. Теперь
перейдем к технике. С ней свои сложнос- ти. Уже ясно, что та техника, которую
предлагают большинство сти- лей каратэ и ушу, боевой не является. Ныне пошла
мода на боевые школы, предлагающие широкий выбор приемов для любой критической
ситуации. Броски с болевыми ключами и заломами, приемы против суставов, удары в
горло и в пах, по глазам и по точкам, броски на голову, на колено атакующего,
сворачивание шеи и т.д. и т.п. И восхищенные адепты разевают рты: Вот это да!
Я-то всю жизнь толь- ко в челюсть да в солнышко, а тут... Все хорошо, но из виду
упус- кается одно обстоятельство: в критической ситуации нагрузка на психику
нарастает лавинообразно, думать там некогда. Так же лави- ной сметаются все
верхние этажи сознания, которые знают о техни- ке. Остается голый навык,
отточенный на тренировке до автоматиз- ма. Как отработать на тренировке до
автоматизма рычаг локтя, но в реальном режиме, т.е. с переломом? А бросок на
голову? Или удар в глаза, пах, горло? Если удар обозначать, получается
бесконтактный стиль под другой вывеской, а если доводить? Можно ли провести бо-
евой прием на полной скорости и с полным вложением, не покалечив при том
партнера? Кстати, в этой же плоскости лежит ответ на вопрос: в чем эф-
фективность традиционного бокса? Для опытных рукопашников не сек- рет, что
далеко не каждый черный пояс Кскусин-кай, не говоря уже о Сстокан, Вадо-рю или
Сито-рю, рискнет выйти против разрядника по боксу. Тот хоть и знает всего три
удара снизу, сбоку и прямой (не хочу обижать боксеров, в их технике своих
тонкостей хватает) зато бьет в полный контакт, с правильной дистанции, с
реальной скоростью. То же самое и с дзю-до. Броски там подобраны наименее
травматичные, но именно это позволяет отработать их до автоматиз- ма. А в итоге
мы удивляемся, когда адепт прославленного Шао- линь-цюань отправляется в нокаут
от апперкота, а мастер дзю-дзюцу падает от обыкновенной мельницы. Увы,
многолетняя наработка прос- тых движений часто оказывается эффективнее секретных
техник. Что может приблизить схватку к реальности? Первое, что при- ходит в
голову это боксерские перчатки. Однако автор не является апологетом бокса, хотя
очень уважает его. Слишком сильно перчатки изменяют фактуру человеческой руки,
выводя из работы кисть и пальцы. Захваты, естественно, исключаются. Пространство
боя, за- полненное четырьмя кожаными шарами, гораздо теснее реального. Перчатки
с открытыми пальцами уже ближе к правде жизни, хотя тоже не совсем то, что
нужно. Перчатки не решают, к тому же, проблему с приемами на суставы и
сухожилия, т.к. не предохраняют от боле- вых замков и заломов. Во вторую
очередь, значительно огрубляется ударная техника. К примеру, грамотный
рукопашник знает, что при ударе в лоб по ли- нии волос кулак столкновения не
выдерживает (сомневающихся отсы- лаю к классике: Джек Лондон "Кусок мяса").
Хороший шлем достать не проблема, но удар в скулу - это одно, а в нос - это
другое, т.е. шлем исключает в тренировочной работе такие тонкости, кото- рые
часто оказываются решающими. Тело тоже неоднородно: солнечное сплетение или
печень пробить легко, а вот пресс гораздо труднее. Нагрудник не дает
почувствовать внутреннюю структуру тела. Други- ми словами, вместо живого
человека из плоти и крови перед вами возникает движущийся мешок для отработки
ударов. У работающего в протекторах притупляется чувство опасности. Это показал
опыт многих соревнований, когда борец принимал встречные удары в момент атаки на
нагрудник или шлем и бросал хо- рошего ударника. В реальной же ситуации
нарваться на поставленный удар, да еще на встречном движении, -- это почти
конец. И еще в протекторах снижается свобода движений, за исключением тех случа-
ев, когда бойца обучали двигаться словно ходячий манекен: колода вместо корпуса
и руки-ноги на шарнирах. Тело неправильно реагиру- ет на пропущенный удар,
отлететь от удара еще можно, а вот заг- нуться уже не получится. Одним словом,
реальному бою протекторы дают немногое, хотя на определенном этапе, работа в них
может су- щественно помочь процессу обучения (всему есть свое место и вре- мя,
если правильно выбрать то и другое). Можно, конечно, сделать антропоморфный
манекен, но вот беда, двигаться он не может. Ультрасовременные западные
изобретения большинству занимающихся не по карману. Да и вряд ли манекен даже с
самой сложной программой сравнится с живым человеком по неп- редсказуемости
действий. Попытка приблизиться к реальности была сделана в стилях ка- ратэ
Кскусин-кай и Асихара. Защитных приспособлений нет, контакт полный, однако
запрещен самый опасный удар - рукой в лицо! В ре- зультате рисунок боя этих
стилей выглядит, на мой взгляд, неес- тественно. Еще один вариант: подготовить
из десяти учеников одно- го бойца, а остальные девять пусть залечивают ушибы,
растяжения и переломы, но... где найти девять таких энтузиастов? Говорят, что
выход был найден в спецподразделениях - работа на "куклах". Но, я, как и
большинство занимающихся боевым искусством, к подобным структурам не имею
никакого отношения. К упомянутым техническим моментам нужно добавить психологи-
ческий аспект. На практике именно он чаще всего оказывается веду- щим. Поэтому
по сравнению с теми, кто "точит" технику в залах, в выигрышной ситуации
оказываются уличники, которые сложными техни- ками головы себе не загружают.
Зато они психологически чувствуют себя в реальной схватке как рыба в воде. Слово
"реальность" для них - не трудно достижимая абстракция, а конкретная ситуация, в
которой пощады ждать не приходится. При работе же в зале я на уровне подсознания
знаю, что через полчаса буду сидеть в разде- валке и дружески беседовать с
недавним "противником", вне зависи- мости от исхода поединка. Какой вывод
напрашивается из вышесказанного? Создать реаль- ную ситуацию в спортзале
практически невозможно. Вот рекламиро- вать "единственный и неповторимый боевой
стиль" гораздо легче. Когда еще там доверчивые на собственной шкуре убедятся.. А
пока лишь бы деньги платили. Чтобы достичь реального прогресса в боевом
искусстве, нужно, в первую очередь, не спешить и осознать, что это путь
мастерства, ПУТЬ по большому счету, дорога на года и десятилетия регулярных
тренировок, поисков и размышлений, отрешенности и сосредоточен- ности. За это
время тело постепенно привыкает "держать" удары, разрушительные для
неподготовленного новичка. Просыпается своеоб- разное интуитивное чувство
опасности, позволяющее не подставлять голову под руки и ноги противника.
Одновременно идет накопление по крупицам реального боевого опыта. Например, что
такое удар в горло? Это когда 10 минут стоишь над умывальником и не можешь ос-
тановить хлещущую слюну. А удар в затылок? Вот уж в прямом смысле "небо в
алмазах", и перед глазами вспыхивают радужные круги. А удушение? А перебитая
мышца или попадание по локтевому нерву, когда не мурашки по кисти, а по ковру
катаешься, забыв мгновенно о всяком там поединке. Мрачная картина? Бой есть бой.
Но для это- го тоже нужно время, хотя бы для того, чтобы восстанавливаться после
очередных "крупиц" и готовиться к новым. В плане психологической подготовки
очень многое дает посеще- ние чужих спортзалов. Там ты хоть и не враг, но и не
совсем друг. Кто знает, чего от тебя ждать? Лучше уж сразу самим придавить всей
атмосферой. Ведь бой - это, в первую очередь, столкновение характеров, и тому,
кто не был в подобной ситуации, тяжело предс- тавить, что такое столкновение с
общей недоброжелательностью це- лого зала. Недаром было сказано: дома и стены
помогают. Здесь как раз обратное. В заключение можно сказать, что формирование
реального мас- тера - это многолетний путь балансирования на грани между боевым
балетом и откровенной дракой. Путь долгий, и идти по нему дейс- твительно дано
немногим. Для этого нужно очень любить свое дело, любить не за крутость или
деньги, которые на нем зарабатываешь... Впрочем, основная черта любви именно в
том, что логически она не- объяснима.
----------------------------------------------------------------- Я
приглашаю всех, кому этот подход по душе, по адресу: Москва, метро
Электрозаводская, ул. Малая Семеновская, дом 12, в четверг и субботу с 19.00
Контактные телефоны: 488-16-36, 395-60-36.
Текст взят со
странички Станислава Березнюка Novosibirsk, Russia
http://cclib.nsu.ru/projects/satbi/
Взят с JAPANServera http://www.japanserver.ay.ru/htm/www.japanserver.ay.ru
Используются технологии
uCoz