Как учить боевой технике?
Дмитрий Медведев

Источник в интернет: http://cclib.nsu.ru/projects/satbi/
Материал прислан: / 10.05.00

Дмитрий МЕДВЕДЕВ

В последнее время споры вокруг боевых искусств приобретают все более конкретный характер. Постепенно рассеивается мистичес- кий ужас перед восточными, тайными, истинно русскими и другими необыкновенными стилями. Хотя иногда по-прежнему тяжеловато ра- зобраться в нагромождении разноплановой и разнородной информации, отделить зерна от плевел. Рано или поздно перед любым серьезно занимающимся человеком встает вопрос: что истинно, а что ложно? Что ведет к реальному прогрессу в боевом искусстве, а что лишь фальсификация и средство обогащения? Без вдумчивого перебора и скрупулезного анализа фак- тов здесь не обойтись. Хочу поделиться некоторыми проблемами, ко- торые встали передо мной в процессе работы над техникой хапкидо, а шире над боевым искусством. Вообще сразу надо оговориться: я принадлежу к той категории людей, которые не делят рукопашный бой на западный и восточный (хотя определенные различия, естественно, существуют), на древний (а потому истинный) и новый (поэтому не заслуживающий внимания) а разделяют, пожалуй, только на дилетант- ский и профессиональный. Под профессионализмом здесь надо пони- мать элементарную добросовестность и любовь к своему делу. Что нужно для того, чтобы эффективно действовать в схватке? Какая-то определенная техника и умение адаптировать ее к условиям ситуации, что, в основном, зависит от ловкости, подвижности, ре- акции, т.е. от культуры движений бойца. Этого второго слагаемого, о котором часто забывают, мы сейчас и коснемся. Первое, с чем я столкнулся в спортзале, начав вести трени- ровки, -- это простая физическая неподготовленность большинства занимающихся. Речь идет не об объеме мышц, а об умении двигаться, о раскрепощенности и пластике тела. Самая тяжелая ситуация у мо- лодых ребят, попадающих в секции каратэ и ушу. Смотришь на их не- уклюжие попытки следовать восточным динамикам сердце кровью обли- вается. Неестественные ли эти движения для западного человека в принципе или они не стали естественными из-за плохого обучения ( либо его кратковременности) в тему данной статьи не входит. О том, насколько тяжело учить зажатого и закрепощенного человека новой технике, я уж не говорю. А между тем, в реальной схватке, где не обусловлены ни мес- то, ни стиль, ни ритм ведения боя, именно умение находить выход из нестандартной двигательной ситуации может иметь решающее зна- чение, во всяком случае, не меньшее, чем хорошо отработанная тех- ника ударов и бросков. Где у нас сейчас преподают пластику, гиб- кость, акробатику, умение двигаться в самом широком смысле этого слова? Чаще всего занятия в группах ограничиваются задалбливанием связок и комбинаций на все случаи жизни, длинными тао и ката, а в самом простом варианте, обыкновенной накачкой мышц (не важно ка- кого качества мясо, лишь бы его больше было). Выгодно отличаются от общего уровня борцы (акробатика), боксеры (пластика и ритм), люди, сменившие несколько стилей (различные двигательные динами- ки). Как решить эту проблему? Введите на тренировках уже упоми- навшиеся выше акробатику, пластику, подвижные игры (как в парах, так и массовые), различные прыжки, и через несколько месяцев за- жатого и закрепощенного новичка будет не узнать. На более профессиональном уровне хочется напомнить, что бое- вое искусство это лишь небольшая часть искусства движения вообще. Посмотрите непредвзятым взглядом на любой спортзал. В основном инструкторы выделяются среди учеников только накатанностью прие- мов. Но плоскость мастерства находится на другом уровне. Мастер характеризуется не тем, насколько хорошо он делает свою технику, а тем, как делает движения вообще, в том числе чужие, незнакомые для него. Вот здесь требуется действительно ловкость и раскован- ность тела. К сожалению, большинство людей застревает на одной и той же двигательной базе на всю жизнь. Впрочем, каждому свое. С умением адаптироваться к непредвиденным ситуациям мы нем- ного разобрались. Теперь перейдем к технике. С ней свои сложнос- ти. Уже ясно, что та техника, которую предлагают большинство сти- лей каратэ и ушу, боевой не является. Ныне пошла мода на боевые школы, предлагающие широкий выбор приемов для любой критической ситуации. Броски с болевыми ключами и заломами, приемы против суставов, удары в горло и в пах, по глазам и по точкам, броски на голову, на колено атакующего, сворачивание шеи и т.д. и т.п. И восхищенные адепты разевают рты: Вот это да! Я-то всю жизнь толь- ко в челюсть да в солнышко, а тут... Все хорошо, но из виду упус- кается одно обстоятельство: в критической ситуации нагрузка на психику нарастает лавинообразно, думать там некогда. Так же лави- ной сметаются все верхние этажи сознания, которые знают о техни- ке. Остается голый навык, отточенный на тренировке до автоматиз- ма. Как отработать на тренировке до автоматизма рычаг локтя, но в реальном режиме, т.е. с переломом? А бросок на голову? Или удар в глаза, пах, горло? Если удар обозначать, получается бесконтактный стиль под другой вывеской, а если доводить? Можно ли провести бо- евой прием на полной скорости и с полным вложением, не покалечив при том партнера? Кстати, в этой же плоскости лежит ответ на вопрос: в чем эф- фективность традиционного бокса? Для опытных рукопашников не сек- рет, что далеко не каждый черный пояс Кскусин-кай, не говоря уже о Сстокан, Вадо-рю или Сито-рю, рискнет выйти против разрядника по боксу. Тот хоть и знает всего три удара снизу, сбоку и прямой (не хочу обижать боксеров, в их технике своих тонкостей хватает) зато бьет в полный контакт, с правильной дистанции, с реальной скоростью. То же самое и с дзю-до. Броски там подобраны наименее травматичные, но именно это позволяет отработать их до автоматиз- ма. А в итоге мы удивляемся, когда адепт прославленного Шао- линь-цюань отправляется в нокаут от апперкота, а мастер дзю-дзюцу падает от обыкновенной мельницы. Увы, многолетняя наработка прос- тых движений часто оказывается эффективнее секретных техник. Что может приблизить схватку к реальности? Первое, что при- ходит в голову это боксерские перчатки. Однако автор не является апологетом бокса, хотя очень уважает его. Слишком сильно перчатки изменяют фактуру человеческой руки, выводя из работы кисть и пальцы. Захваты, естественно, исключаются. Пространство боя, за- полненное четырьмя кожаными шарами, гораздо теснее реального. Перчатки с открытыми пальцами уже ближе к правде жизни, хотя тоже не совсем то, что нужно. Перчатки не решают, к тому же, проблему с приемами на суставы и сухожилия, т.к. не предохраняют от боле- вых замков и заломов. Во вторую очередь, значительно огрубляется ударная техника. К примеру, грамотный рукопашник знает, что при ударе в лоб по ли- нии волос кулак столкновения не выдерживает (сомневающихся отсы- лаю к классике: Джек Лондон "Кусок мяса"). Хороший шлем достать не проблема, но удар в скулу - это одно, а в нос - это другое, т.е. шлем исключает в тренировочной работе такие тонкости, кото- рые часто оказываются решающими. Тело тоже неоднородно: солнечное сплетение или печень пробить легко, а вот пресс гораздо труднее. Нагрудник не дает почувствовать внутреннюю структуру тела. Други- ми словами, вместо живого человека из плоти и крови перед вами возникает движущийся мешок для отработки ударов. У работающего в протекторах притупляется чувство опасности. Это показал опыт многих соревнований, когда борец принимал встречные удары в момент атаки на нагрудник или шлем и бросал хо- рошего ударника. В реальной же ситуации нарваться на поставленный удар, да еще на встречном движении, -- это почти конец. И еще в протекторах снижается свобода движений, за исключением тех случа- ев, когда бойца обучали двигаться словно ходячий манекен: колода вместо корпуса и руки-ноги на шарнирах. Тело неправильно реагиру- ет на пропущенный удар, отлететь от удара еще можно, а вот заг- нуться уже не получится. Одним словом, реальному бою протекторы дают немногое, хотя на определенном этапе, работа в них может су- щественно помочь процессу обучения (всему есть свое место и вре- мя, если правильно выбрать то и другое). Можно, конечно, сделать антропоморфный манекен, но вот беда, двигаться он не может. Ультрасовременные западные изобретения большинству занимающихся не по карману. Да и вряд ли манекен даже с самой сложной программой сравнится с живым человеком по неп- редсказуемости действий. Попытка приблизиться к реальности была сделана в стилях ка- ратэ Кскусин-кай и Асихара. Защитных приспособлений нет, контакт полный, однако запрещен самый опасный удар - рукой в лицо! В ре- зультате рисунок боя этих стилей выглядит, на мой взгляд, неес- тественно. Еще один вариант: подготовить из десяти учеников одно- го бойца, а остальные девять пусть залечивают ушибы, растяжения и переломы, но... где найти девять таких энтузиастов? Говорят, что выход был найден в спецподразделениях - работа на "куклах". Но, я, как и большинство занимающихся боевым искусством, к подобным структурам не имею никакого отношения. К упомянутым техническим моментам нужно добавить психологи- ческий аспект. На практике именно он чаще всего оказывается веду- щим. Поэтому по сравнению с теми, кто "точит" технику в залах, в выигрышной ситуации оказываются уличники, которые сложными техни- ками головы себе не загружают. Зато они психологически чувствуют себя в реальной схватке как рыба в воде. Слово "реальность" для них - не трудно достижимая абстракция, а конкретная ситуация, в которой пощады ждать не приходится. При работе же в зале я на уровне подсознания знаю, что через полчаса буду сидеть в разде- валке и дружески беседовать с недавним "противником", вне зависи- мости от исхода поединка. Какой вывод напрашивается из вышесказанного? Создать реаль- ную ситуацию в спортзале практически невозможно. Вот рекламиро- вать "единственный и неповторимый боевой стиль" гораздо легче. Когда еще там доверчивые на собственной шкуре убедятся.. А пока лишь бы деньги платили. Чтобы достичь реального прогресса в боевом искусстве, нужно, в первую очередь, не спешить и осознать, что это путь мастерства, ПУТЬ по большому счету, дорога на года и десятилетия регулярных тренировок, поисков и размышлений, отрешенности и сосредоточен- ности. За это время тело постепенно привыкает "держать" удары, разрушительные для неподготовленного новичка. Просыпается своеоб- разное интуитивное чувство опасности, позволяющее не подставлять голову под руки и ноги противника. Одновременно идет накопление по крупицам реального боевого опыта. Например, что такое удар в горло? Это когда 10 минут стоишь над умывальником и не можешь ос- тановить хлещущую слюну. А удар в затылок? Вот уж в прямом смысле "небо в алмазах", и перед глазами вспыхивают радужные круги. А удушение? А перебитая мышца или попадание по локтевому нерву, когда не мурашки по кисти, а по ковру катаешься, забыв мгновенно о всяком там поединке. Мрачная картина? Бой есть бой. Но для это- го тоже нужно время, хотя бы для того, чтобы восстанавливаться после очередных "крупиц" и готовиться к новым. В плане психологической подготовки очень многое дает посеще- ние чужих спортзалов. Там ты хоть и не враг, но и не совсем друг. Кто знает, чего от тебя ждать? Лучше уж сразу самим придавить всей атмосферой. Ведь бой - это, в первую очередь, столкновение характеров, и тому, кто не был в подобной ситуации, тяжело предс- тавить, что такое столкновение с общей недоброжелательностью це- лого зала. Недаром было сказано: дома и стены помогают. Здесь как раз обратное. В заключение можно сказать, что формирование реального мас- тера - это многолетний путь балансирования на грани между боевым балетом и откровенной дракой. Путь долгий, и идти по нему дейс- твительно дано немногим. Для этого нужно очень любить свое дело, любить не за крутость или деньги, которые на нем зарабатываешь... Впрочем, основная черта любви именно в том, что логически она не- объяснима.

----------------------------------------------------------------- Я приглашаю всех, кому этот подход по душе, по адресу: Москва, метро Электрозаводская, ул. Малая Семеновская, дом 12, в четверг и субботу с 19.00

Контактные телефоны: 488-16-36, 395-60-36.

Текст взят со странички Станислава Березнюка Novosibirsk, Russia http://cclib.nsu.ru/projects/satbi/
Взят с JAPANServera http://www.japanserver.ay.ru/htm/www.japanserver.ay.ru
Используются технологии uCoz